ГУП «Петербургский метрополитен»

Информация для пассажиров

Часто задаваемые вопросы

 

О режиме работы метрополитена

1. В какие дни Петербургский метрополитен работает круглосуточно?

В связи с изданием Комитетом по транспорту распоряжения от 10.07.2020 № 156-р движение поездов в метрополитене в ночном режиме (с 1:00 до 5:00 часов) в дни праздничных мероприятий в Санкт-Петербурге, а также движение ночного поезда-челнока (с 1:00 до 3:00 часов) между станциями "Адмиралтейская" и "Спортивная" отменено с 13.07.2020.

2. В какое время и по каким дням можно воспользоваться ночным поездом-челноком?

В связи с изданием Комитетом по транспорту распоряжения от 10.07.2020 № 156-р движение поездов в метрополитене в ночном режиме (с 1:00 до 5:00 часов) в дни праздничных мероприятий в Санкт-Петербурге, а также движение ночного поезда-челнока (с 1:00 до 3:00 часов) между станциями "Адмиралтейская" и "Спортивная" отменено с 13.07.2020.

3. В какое время и по каким дням можно воспользоваться ночными автобусами?

В связи с изданием Комитетом по транспорту распоряжения от 10.07.2020 № 156-р работа ночных автобусных маршрутов прекращена с 13.07.2020 года.

4. В каком режиме работают станции метрополитена?

Время открытия и закрытия станции, а также время проследования первых и последних поездов по станции указано на информационных табличках, расположенных при входе в вестибюли станций.

Информация о работе станций, следовании первых и последних поездов также можно узнать на официальном сайте метрополитена в разделе «Режим работы станций» и в информационно-справочном центре метрополитена с помощью интерактивных стоек на станциях или по телефону 8-800-350-11-55 (звонок бесплатный).

5. Когда заканчивается переход с одной линии на другую?

Переход с одной линии на другую (с одной станции пересадочного узла на другую) заканчивается в 00:15.

Об оплате проезда

1. Об установлении стоимости жетонов и проездных билетов

Стоимость проезда в метрополитене устанавливается постановлением Правительства Санкт-Петербурга и распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.

Государственное регулирование тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм осуществляется высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Нужно ли оплачивать проезд заново, если пассажир проехал свою станцию, выйдя на конечной станции, прилегающей к железнодорожной платформе?

Конечные станции Петербургского метрополитена «Девяткино», «Купчино», «Парнас», «Рыбацкое» и «Шушары», являющиеся наземными станциями, относятся к станциям берегового типа, то есть прибытие и отправление поездов разных направлений осуществляется с разных платформ. В связи с особенностями планировочных решений вестибюлей станций проход пассажиров к поездам метрополитена по отправлению без оплаты проезда не предусмотрен. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира от станции отправления до станции назначения внеуличного транспорта с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании подвижного состава внеуличного транспорта и объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, а пассажир обязуется оплатить перевозку или перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм.

Таким образом, пассажиры метрополитена обязаны оплатить каждый проход за пределы пропускных пунктов. Оплаченная поездка в метрополитене обеспечивает проезд пассажира от станции посадки до станции назначения. Аналогичные условия оплаты проезда установлены на городском наземном транспорте и пригородной железной дороге.

3. Почему надо повторно оплачивать проезд, если пассажир ошибочно поднялся на эскалаторе на другой станции?

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира от станции отправления до станции назначения внеуличного транспорта, а пассажир обязуется оплатить перевозку.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 442-ФЗ под перевозкой понимается нахождение пассажира во внеуличном транспорте с момента его входа на станцию внеуличного транспорта через пропускной пункт до момента его выхода со станции внеуличного транспорта включительно.

В целях реализации Закона № 442-ФЗ «Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном, разработанные в соответствии с Типовыми правилами пользования метрополитеном, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386.

В соответствии с подп. 4 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади до прохода через пропускные пункты; каждый проход через пропускной пункт осуществляется пассажиром при условии использования им проездного документа либо предъявления контролеру документа, дающего право на бесплатный или льготный проезд и провоз ручной клади.

При осуществлении перевозки метрополитеном пассажирами самостоятельно выбирается маршрут следования и станция назначения. Таким образом, пассажиры обязаны оплатить каждый проход за пределы пропускных пунктов. Договор перевозки считается исполненным надлежащим образом в момент выхода пассажира со станции метрополитена.

4. Почему я должен предъявлять документы (например, при ручном контроле)?

В соответствии с подп. 6 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан при проходе через пропускной пункт станции по требованию контролера предъявлять проездной документ, документ который подтверждает возраст ребенка, а в случае использования льготного проездного билета или бесплатного проездного билета, в котором не содержится фотография, предъявлять документы, удостоверяющие личность и документ, подтверждающий право на льготу.

5. Почему установлен 10-минутный лимит для повторного прохода по БСК?

Все виды проездных билетов (билеты длительного пользования и проездные билеты на предъявителя) могут быть использованы для индивидуальной оплаты проезда.

Для персонифицированных проездных билетов лимит устанавливается для исключения использования льготных именных БСК другими лицами.

6. Где можно узнать о видах и стоимости проездных билетов, а также прочих товаров метрополитена?

С информацией о видах и стоимости проездных билетов пассажир может ознакомиться на официальном сайте метрополитена - www.metro.spb.ru (https://metro.spb.ru/pricetickets.html), в информационных материалах, размещенных в кассовых зонах всех станций метрополитена, с помощью интерактивных информационных терминалов на станциях, а также круглосуточно в Информационно-справочном центре метрополитена по телефону 8-800-350-11-55 (звонок бесплатный).

7. Турникет на станции не пропускает после прикладывания проездного билета. В чем может быть причина?

В данном случае причины могут быть в следующем: срок действия проездного билета закончился, ресурс билета недостаточен для оплаты проезда или еще не истек тайм-аут для повторного прохода через турникет. За разъяснениями можно обратиться к контролеру.

8. Где можно проверить количество поездок, срок действия билета или ресурс проездного билета?

Терминалы для проверки срока действия проездного билета, а также ресурса проездного билета расположены в кассовых зонах на каждой станции метрополитена, а также в аппаратах по продаже и пополнению проездных билетов.

Об оплате проезда банковской картой

1. Как осуществляется оплата банковской картой?

Для осуществления оплаты проезда в турникете банковская карта должна поддерживать бесконтактный способ оплаты. На таких картах обычно нанесён символ. Карта также может быть эмулирована на мобильном устройстве с бесконтактным способом оплаты NFC.

2. Почему банковская карта не принимается для оплаты проезда на турникете?

На банковской карте нет бесконтактного интерфейса (отсутствует символ бесконтактной оплаты), карта повреждена (сломана), карта имеет заводской дефект.

Пассажиру необходимо:

  • Заказать в банке банковскую карту с бесконтактным интерфейсом;
  • До выпуска банковской карты оплачивать проезд проездными билетами, приобретенными в кассах или автоматах метрополитена.
  • Убедиться, что карта не имеет надломов по краям, поскольку радиоантенна карты проходит по ее периметру.
  • Перевыпустить или выпустить к карте токен для оплаты проезда, если карта не работает в других видах транспорта.

 

Сообщение на турникете «БК предъявлена повторно»

После оплаты первой поездки прошло менее 10 минут. Повторное использование банковской карты для оплаты проезда в одном и том же турникете возможно только через 10 минут.

 

Сообщение на турникете «БК в стоп-листе»

По предъявленной карте имеется неоплаченная поездка. Проверьте пожалуйста задолженность по адресу bilet.nspk.ru. Проверка возможна без логина в личный кабинет пассажира по номеру физической карты.

Для проверки задолженности по токену также следует ввести номер основной карты и поиск задолженности будет осуществлен, в том числе, по токену.

Если на вашей карте достаточно средств, вы можете сразу погасить задолженность в Личном кабинете нажав кнопку «Оплата в один клик/Оплата через СБП/Оплата по карте».

Автоматически банк пытается доавторизовать (списать средства со счёта карты) вашу неуспешную оплату несколько раз в течение 28 дней с даты первой оплаты. По истечению 28 дней возможно только ручное погашение задолженности.

3. Для каких целей на транспорте используется стоп-лист карт?

Прием банковских карт для оплаты проезда на транспорте имеет технологические особенности, обусловленные необходимостью обеспечить высокую пропускную способность, вследствие чего применяется технология офлайн платежей, то есть сначала оказывается услуга, авторизация операции (списании средств со счёта карты) осуществляется позднее.

Оплата в кассах и аппаратах по банковским картам выполняется только при условии авторизации (списании средств со счёта карты). Поэтому по картам, включенным в стоп-лист по турникетам, оплата в кассах и аппаратах может выполняться успешно при подтверждении банком-эмитентом.

Во избежание попадания банковской карты в стоп-лист перед оплатой прохода в метрополитене убедитесь, что баланс на платежном средстве достаточен для оплаты проезда.

4. Как производится вывод из стоп-листа?

– Автоматически

В случае, если первая попытка списания средств с платежного средства (сразу после предъявления карты/токена в турникет и получения сигнала разрешения прохода) была неуспешной, система автоматически выполнит несколько попыток списания суммы задолженности за поездку в течение 28 дней. Периодичность попыток устанавливается банком-эквайером. Если баланс на платежном средстве будет достаточен для списания денежных средств в счет погашения задолженности по неоплаченной поездке, платежное средство будет выведено из стоп-листа.

– Самостоятельно пассажиром

Погасить задолженность, а также получить информацию о неоплаченных поездках можно в Личном кабинете пассажира bilet.nspk.ru.

Погашение задолженности по оплате проезда банковской картой, возможно, как с логином в личный кабинет пассажира (требуется предварительная регистрация), так и без логина, введя номер банковской карты (для токена вводится номер основной карты).

При отображении задолженности, выбрать один из вариантов погашения «Оплата в один клик/Оплата через СБП/Оплата по карте» и следовать указаниям на экране. Обратите внимание, если на шаге оплаты отменить продолжение операции (или вернуться на предыдущую экранную форму), то выбранный способ погашения задолженности будет недоступен повторно 10 минут.

Банковская карта автоматически будет выведена из стоп-листа в течение 10 минут после погашения задолженности.

 

Я находился в другом месте, но мне пришла СМС об оплате в Метрополитене/наземном транспорте. Это двойное списание?

Авторизация вашей оплаты на транспорте может происходит после прикладывания карты к валидатору в интервал до 4х дней. Это связано с тем, что транспортный эквайринг, в отличие от торгового, работает офлайн. Обычно СМС приходит в течение 5 минут после оплаты. Однако в часы ПИК или при различных нештатных ситуациях на стороне банка, может возникать задержка (очередь обработки). Это является нормальной работой транспортного эквайринга и не является двойным или несанкционированным списанием.

Вы можете контролировать все свои оплаты на транспорте, включая их статус, в личном кабинете пассажира bilet.nspk.ru.

 

Как я могу узнать, что последняя оплата проезда была неуспешной?

  1. В СМС от вашего банка будет указано, например «MIR-1234. Недостаточно средств. Покупка 70р Метро Баланс: 2.17р».
  2. В личном кабинете пассажира bilet.nspk.ru.

 

В личном кабинете пассажира bilet.nspk.ru нет задолженности, но на турникете отображается надпись «Карта в стоп-листе»

  1. Убедитесь, что в личном кабинете вы вводите номер карты, которой оплачивали или токен привязанный именно к этой карте.
  2. Если вы погашали задолженность по предыдущей поездке, возможно прошло недостаточно времени с момента ее погашения, но не более 20 минут.
  3. Погашение задолженности не сработало. Возможно по карте более 1 задолженности. Личный кабинет отражает все имеющиеся задолженности по карте и токенам.
  4. Заполните форму «Обратная связь» (электронное обращение) на сайте метрополитена, указав маску (первые шесть и четыре последние цифры) номера карты или токена, дату, примерное время и станцию последней оплаты, какое сообщение выводится на дисплее турникета.

Активация оплаченного ресурса проездного билета

Как активировать дистанционно (через интернет-сервисы) оплаченный ресурс проездного билета?

После оплаты ресурса проездного билета через различные интернет-сервисы его необходимо активировать (записать ресурс билета на электронную карту) в устройствах:

  • в аппаратах по продаже и пополнению проездных билетов на станциях метрополитена;
  • в устройствах проверки и пополнения проездных билетов в отделениях Сбербанка (смотреть адреса: https://metro.spb.ru/adressber.html);
  • в кассах отделений ЕИРЦ СПб при пополнении проездных билетов (смотреть адреса: https://eirc.spb.ru/press-center/news/uvelichilos_chislo_ofisov_eirts_spb_gde_mozhno_popolnit_proezdnye_bilety_na_obshchestvennyy_transpor/);
  • СПб ГКУ «Организатор перевозок» (активация только единого электронного билета, предоставляющего право на совершение проезда в пределах фиксированной суммы. Перечень устройств указан в разделе «Активация» на сайте http://orgp.spb.ru.).

Проезд детей в метрополитене

1. О проезде детей до 7 лет

В соответствии с подп. 5 п. 27 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир вправе без взимания дополнительной платы провозить с собой бесплатно детей, не достигших возраста семи лет.

В соответствии с подп. 6 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан при проходе через пропускной пункт станции по требованию контролера предъявлять документ, который подтверждает возраст ребенка.

2. О перевозке детей в детских колясках

В соответствии с подп. 6 п. 28 Правил пользования Петербургским метрополитеном при нахождении на эскалаторе, траволаторе пассажир обязан при перевозке ребенка в детской коляске обратиться за помощью по перемещению коляски к работникам перевозчика; перемещение детской коляски осуществляется только с помощью работника перевозчика.

О перевозке животных

1. Как провозить животных в метрополитене?

В соответствии с подп. 10 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан использовать для провоза животных (за исключением собак-проводников на поводке, сопровождающих инвалидов по зрению, при наличии документов, подтверждающих их специальное обучение) клетки, корзины, короба, контейнеры или иные приспособления с глухим дном, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте не превышает 150 см, и исключающих самопроизвольный выход животных на территорию метрополитена.

О перевозке багажа

1. О перевозке нестандартного багажа

В целях реализации Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном, разработанные в соответствии с Типовыми правилами пользования метрополитеном, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386. В соответствии с подп. 8 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан провозить с использованием чехлов (упаковки) легко бьющиеся, колющие и режущие предметы, лыжи, монолыжи, санки и коньки, садовый инструмент с открытыми острыми частями, а также сноуборд, складные велосипеды, самокаты, иные средства передвижения и спортивный инвентарь.

В соответствии с подп. 9 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан при перевозке ручной клади исключать возможность травмирования и загрязнения пассажиров.

2. О бесплатной перевозке ручной клади и длинномерных предметов

В соответствии с подп. 2 п. 27 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир вправе без взимания дополнительной платы провозить:

  • ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте не превышает 120 см;
  • длинномерные предметы (длина одной из сторон не превышает 200 см, а сумма двух других сторон не более 30 см).

В соответствии с подп. 5 п. 26 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажир обязан оплатить провоз ручной клади, размер которой (сумма измерений по длине, ширине, высоте) находится в пределах от 121 см до 150 см, отдельно за каждое место. При этом количество мест ручной клади, разрешенной к провозу, не должно превышать двух мест на одного пассажира.

3. О перевозке нестандартной ручной клади и длинномерных предметов

В соответствии с подп. 12 п. 32 Правил пользования Петербургским метрополитеном пассажирам запрещается провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине, высоте превышает 150 см, а для рулонов - по высоте и двум диаметрам его оснований превышает 200 см; длинномерные предметы, длина одной из сторон которых превышает 200 см, а сумма двух других сторон составляет более 30 см; лыжи, монолыжи, сноуборд, длина которых превышает 220 см; вещи, которые могут привести к травмированию пассажиров, в том числе линолеум, рубероид, металлическую сетку в рулонах, тяжелый металлический профиль (за исключением детских колясок и инвалидных колясок).

Об оформлении льготного проездного билета для учащихся

1. О внесении сведений в базу данных метрополитена

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2015 № 843 «О мерах по реализации главы 20 «Дополнительные меры социальной поддержки детей и молодежи по оплате проезда на транспорте» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» установлен Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей и молодежи по оплате проезда на транспорте (далее – Порядок).

В соответствии с п. 3.2. Порядка «организация подает список граждан, обучающихся (воспитанников) в данной организации, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки, в электронном виде и на бумажном носителе метрополитен ежемесячно в течение года».

По вопросам внесения (или изменения) сведений в базу данных метрополитена, необходимо обращаться в учебное заведение обучающегося.

2. Об изготовлении БЭПК с фотографией

Оформить заказ на изготовление Вы можете:

  1. В кассах станции метрополитена.
  2. На сайте https://zakaz.ltkarta.ru/.
  3. В «Центре изготовления льготных БСК» по адресу: Санкт-Петербург, Чернорецкий пер., д. 3 (станция метрополитена «Площадь Александра Невского» (вестибюль 2).

Оформление БЭПК учащегося с фото возможно только при наличии сведений об учащемся в базе данных метрополитена.

О вакансиях метрополитена

1. Есть ли в метрополитене вакансии и какие специалисты требуются предприятию?

Подробную информацию о вакансиях можно узнать в информационно-справочном центре метрополитена с помощью интерактивных стоек на станциях или по телефону 8-800-350-11-55 (звонок бесплатный).

О транспортной безопасности

1. На каком основании производится досмотр пассажиров?

Обследование при помощи технических средств проводится в соответствии с Федеральным законом № 16 «О транспортной безопасности».

2. Почему досмотр проводят сотрудники метрополитена и имеют ли они на это право?

Сотрудники Службы транспортной безопасности в соответствие с Федеральным законом № 16 «О транспортной безопасности» проводят мероприятия по обследованию пассажиров при помощи технических средств. Обследование проводится выборочно.

3. Сертифицировано ли досмотровое оборудование?

В пункте досмотра имеется лицензия, которая выдана на основе сертификатов безопасности на данное оборудование завода-изготовителя.

4. Как пассажиру с кардиостимулятором безопасно пройти на станцию метрополитена?

В настоящее время все станции метрополитена оснащены стационарными металлодетекторами для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В вестибюлях станций организованы специальные проходы для пассажиров с кардиостимуляторами – слева или справа от группы установленных стационарных металлодетекторов (Правила прохода пассажиров через зону стационарных металлодетекторов).

Пассажирам с кардиостимуляторами для безопасного доступа в метро необходимо вызвать сотрудника метрополитена, нажав кнопку вызова на панели барьера (или рядом с ним) и заявить о наличии имплантированного кардиостимулятора. Сотрудник метрополитена обеспечит проход через разграничительный барьер.

В случае если пассажир вызывает подозрение, то приглашается сотрудник Управления полиции на метрополитене для проведения досмотра пассажира без использования технических средств (ручной досмотр).

Лицам с имплантированными аппаратами необходимо иметь при себе паспорт (справку) имплантированного устройства, который выдается пациенту при установке данных устройств.

5. Почему запрещено провозить оружие в метрополитене?

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном (далее – Правила пользования).

Подпунктом 14 пункта 32 Правил пользования установлено, что пассажирам запрещается провозить оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны.

Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила досмотра).

Пунктом 38 Правил досмотра предусмотрено, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры или на транспортные средства с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками.

Таким образом, в соответствии с Правилами пользования, а также Правилами досмотра, в Петербургском метрополитене действует запрет на провоз пассажирами оружия, что соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

О забытых вещах

1. Куда можно обратиться в случае утери документов, денег или материальных ценностей на территории метрополитена?

- Все найденные в поездах и на станциях метрополитена вещи, документы, деньги передаются работниками метрополитена дежурному по станции. Найденные в поездах и на станциях метрополитена вещи, документы, деньги хранятся у дежурного по станции в течение 10 суток, после чего передаются в городской стол находок (Центр утерянных документов и средств связи» по адресу: Санкт-Петербург, Большая Монетная, дом 16, офис-центр № 1 (станция метрополитена «Горьковская», «Петроградская»), часы работы: по рабочим дням недели с 12-00 до 18-00, тел. 336-51-09.

Информация о найденных на станциях и в поездах метрополитена вещах, документах, деньгах передается дежурным по станции в информационно-справочный центр метрополитена. Для получения информации о местонахождении утраченных в метрополитене вещей, документов, денег пассажиру следует обращаться в информационно-справочный центр метрополитена с помощью интерактивных стоек на станциях или по телефону 8-800-350-11-55 (звонок бесплатный).

Для получения найденных вещей необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт).

Другие вопросы

1. Почему на станциях иногда возникают скопления пассажиров перед эскалаторами, а в это время один эскалатор находится в нерабочем режиме?

Пуск и остановка эскалаторов производятся согласно «Графика работы эскалаторов», который составляется дважды в год – на зимний и летний периоды на основе анализа пассажиропотоков.

После прибытия поезда у эскалатора, работающего на подъем, возможно образование скопления пассажиров. Если до прибытия следующего поезда все пассажиры успевают войти на эскалатор, то пуск второго эскалатора экономически нецелесообразен, так как большую часть времени оба эскалатора будут работать с половинной нагрузкой.

При внезапном увеличении пассажиропотока, когда один эскалатор не справляется с перевозкой пассажиров, запуск резервных эскалаторов вне графика производится по распоряжению дежурного по станции.

Работниками станции ведется постоянное наблюдение за состоянием пассажиропотока при входе на эскалаторы и при необходимости принимается решение о запуске резервного эскалатора вне графика.

2. Почему некоторые поезда следуют не до конечных станций?

В связи с незначительным пассажиропотоком между станциями «Ломоносовская» и «Рыбацкое», («Проспект Просвещения» и «Парнас», «Академическая» и «Девяткино») и небольшим наполнением вагонов, график движения поездов на Линии составлен таким образом, что два поезда со станции «Ломоносовская» («Проспект Просвещения», «Академическая») следуют до конечной станции Линии с пассажирами, а один поезд следует под оборот - то есть организован «зонный оборот».

Такой график движения поездов на метрополитене применяется в периоды небольших пассажироперевозок для исключения неоправданных эксплуатационных расходов.

Отдел логистики пассажирских перевозок Управления осуществляет анализ пассажиропотоков. В случае увеличения пассажиропотока и наполнения вагонов зонный оборот будет отменен.

3. Почему на станциях нет урн?

В 90-х годах в связи с возрастанием угрозы совершения террористических актов, в том числе на объектах транспорта, в рамках проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов метрополитена, с территории станций были убраны урны, которые могут быть использованы для скрытной закладки взрывных устройств. Вместе с тем, в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга урны размещены у входов в вестибюли всех станций.

4. Когда на станциях метро появятся туалеты для пассажиров?

Действующими нормативными документами не предусматривается размещение на станциях метрополитена общественных туалетных комнат. Граждане могут воспользоваться модульными и стационарными туалетами ГУП «Водоканал», расположенными у всех станций метрополитена. В целях обеспечения транспортной безопасности допуск пассажиров в служебную зону станции (для пользования туалетами для персонала) запрещается.

5. Можно ли получить справку о нарушении графика движения поездов (например, в случае опоздания на работу)?

Пассажиры могут получить справку о нарушении графика транспортного обслуживания (графика движения поездов, работы станций, эскалаторов или траволаторов).

Справка предоставляется пассажиру на безвозмездной основе на основании запроса пассажира, поступившего в ГУП «Петербургский метрополитен»:

  • через информационно-справочный центр (круглосуточно)
  • с сайта метрополитена
  • по факсу (812) 606-10-88 (круглосуточно)
  • по почте: 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28.

В запросе в обязательном порядке должны указываться фамилия, имя и отчество заявителя и адрес для направления ответа (почтовый адрес или адрес электронной почты).

Информация о нарушении графика транспортного обслуживания предоставляется пассажирам (заявителям) в виде письменного ответа на обращение, в котором подтверждается или опровергается факт нарушения графика транспортного обслуживания в запрашиваемый период времени.

6. Можно ли получить в метрополитене медицинскую помощь в случае необходимости?

Медицинские пункты на станциях метрополитена, предназначенные для оказания медицинских услуг пассажирам, отсутствуют. При необходимости, оказание первой помощи пассажирам осуществляют дежурные по приему и отправлению поездов, которые дополнительно проходят специальное обучение по оказанию первой помощи пассажирам при ухудшении их самочувствия или травмировании.

Все работники метрополитена проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках обязательной подготовки в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

7. Может ли пассажир в случае необходимости получить на станции лекарства?

В подразделениях метрополитена на рабочих местах размещены аптечки производственных участков.

Для возможности оказания доврачебной помощи пассажирам на всех станциях в помещениях дежурных по станциям и в кассах находятся дополнительные аптечки с комплектами перевязочных материалов. Лекарственных препаратов в составе аптечек не предусмотрено (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам").

8. Какие меры принимаются для того, чтобы по станциям и вагонам поездов не ходили «профессиональные нищие»?

Работниками метрополитена проводятся мероприятия по выявлению и пресечению деятельности лиц, занимающихся попрошайничеством на территории метрополитена. Все выявленные нарушители удаляются с территории метрополитена. Несмотря на принимаемые меры, отдельные граждане на требования работников метрополитена о прекращении попрошайничества не реагируют и отказываются покинуть территорию метрополитена. В таких случаях вызываются сотрудники полиции, которые принимают меры по пресечению данного вида деятельности в соответствии с имеющимися полномочиями.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации ответственности за попрошайничество не предусмотрена. Лица, занимающиеся попрошайничеством, не могут быть привлечены к ответственности, а могут быть только удалены с территории метрополитена.

9. Почему на некоторых лестницах в метрополитене нет пандусов или колясочных спусков?

Строительство большинства станций Петербургского метрополитена было выполнено по проектам, разработанным до 2004 года, в которых не было предусмотрено обустройство пандусов или других приспособлений для маломобильных групп пассажиров. В проектах на строительство станций после 2004 года предусматривается устройство пандусов для передвижения пассажиров из числа маломобильных групп населения.

Кроме того, на многих станциях Петербургского метрополитена (там, где имелась такая возможность) проведена работа по установке спусков для перевозки колясок и тележек на лестницах.

Установка пандуса или колясочного спуска на некоторых лестницах пассажиронапряженных станций невозможна, так как это приведет к снижению пропускной способности лестничного марша ниже допустимого значения и, кроме того, из-за большого пассажиропотока может способствовать падению пассажиров и их травмированию в часы «пик» при движении по лестнице в плотном потоке.