Машинист электропоезда (требования)
Информация о требованиях при приёме на работу
и об условиях труда и отдыха машинистов электропоездов метрополитена
1. Приём на работу
На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются кандидаты в возрасте от 18 лет, годные по состоянию здоровья.**
Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.
Медицинское освидетельствование в районном наркологическом диспансере платное, деньги возмещаются после начала обучения.
Основные этапы медкомиссии:
- проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
- прохождение профотбора у психолога;
- электрокардиограмма;
- велоэргометрия;
- флюорография;
- анализы;
- врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
- заключение председателя ВЭК.
Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами электропоезда метрополитена.
Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую медицинскую комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист работает один, длительное время находится в ограниченном пространстве кабины.
Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательная отработка в течение 1 года в должности машиниста электропоезда.
В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).
2. Подготовка в Технической школе метрополитена
Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово» по адресу пр. Стачек, д. 100.
Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9-00 утра до 16.20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье - выходной день.
В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагона (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы вагонов, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.
Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).
Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на одной из линий метрополитена.
Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.
3. Условия труда и отдыха
По характеру работы машинист занят:
- на перевозке пассажиров,
- работа на подменах,
- работа по обороту подвижного состава на конечных станциях,
- нахождение в резерве.
4. Рабочие смены
Смены у машинистов делятся на дневные, вечерние (т.н. «без ночи») и ночные:
- дневная смена: время заступления колеблется в интервале от 6-40 утра, примерно до 10 часов утра. Продолжительность смены от 6 часов (минимальная продолжительность смены), до 8 часов 30 минут (максимальная продолжительность смены).
- вечерняя смена («без ночи»): время заступления в интервале от 12 до примерно 16 часов.
- ночная смена: начало смены в интервале от 16 до 18 часов, окончание смены: от 24 до 2-00 часов, затем ночной отдых, утром работа с 5-ти - 6-ти часов до 8-30 - 9-30.
Место и время начала работы, продолжительность рабочей смены, время и место окончания смены определяется графиком, который составляется на месяц вперёд и выдаётся машинисту в конце текущего месяца на следующий.
Место начала и окончания смены это депо линии или линейный пункт, расположенный на станции. На линейном пункте в оборудованной комнате приёма пищи имеется микроволновая печь, электрический чайник или кулер.
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.
В течение рабочей смены машинисту предоставляется оплачиваемые специальные перерывы общей продолжительностью не менее 25 минут и неоплачиваемый перерыв на обед продолжительностью не менее 30 минут.
Ночной отдых машиниста проходит в комнатах отдыха в депо или на станциях метрополитена, в арендуемых у города квартирах.
После прибытия в комнату отдыха машинист отмечает в журнале у дежурной время явки, время утреннего подъёма. В соответствии с заявленным временем, утром дежурная производит побудку машиниста. Заявку на подъём машинист записывает, учитывая начало утренней смены по графику. Ночуют машинисты в комнатах по два, три человека.
В течение рабочей смены машинист может быть подвергнут внутрирейсовому медицинскому осмотру, а по окончании смены – послерейсовому.
После ночного отдыха в депо все машинисты проверяются на медицинском смотровом комплексе.
Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.
После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.
На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции вагона, технические новшества, которые внедряются на вагонах, изменения конструкции вагона, электрические и пневматические схемы вагона и т. д.
На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на составе на линии.
Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не теряясь в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность пассажиров, которых он перевозит в поезде.
За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.
Ежегодный отпуск машиниста составляет до 45 календарных дней.
Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:
- санаторий в г. Зеленогорск,
- база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
- база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
- летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).
Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.
5. Оплата труда
Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным учётом рабочего времени.
Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:
- оплата за отработанные часы;
- доплаты за работу в вечернее время (20% от часовой тарифной ставки);
- доплата за работу в смену, разделённую на части (30% от часовой тарифной ставки);
- доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
- доплата за квалификацию;
- доплата за выслугу лет;
- премия.
Первые месяцы, после окончания технической школы, машинисты работают на оборотах составов на конечных станциях. После допуска на самостоятельную работу по перевозке пассажиров, оплата труда повышается в среднем в 1,3-1,5 раза (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).
Особые условия по оплате у машиниста, отработавшего 25 лет и более, имеющего высшую квалификацию.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной формой одежды один раз в два года.
К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.
Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
* в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58.
** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.