Машинист электровоза (требования)
Информация о требованиях при приёме на работу и об условиях труда и отдыха машинистов электровозов метрополитена
1. Приём на работу
На курсы по обучению специальности «Машинист электровоза метрополитена» принимаются кандидаты в возрасте от 18 лет, годные по состоянию здоровья.**
Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.
Медицинское освидетельствование в районных наркологическом и психоневрологическом диспансерах платное, деньги возмещаются после начала обучения.
Основные этапы медкомиссии:
- проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
- прохождение профотбора у психолога;
- электрокардиограмма;
- велоэргометрия;
- флюорография;
- анализы;
- врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
- заключение председателя ВЭК.
Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами электровоза метрополитена.
Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую медицинскую комиссию.
Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательна отработка в течение 1 года в должности машиниста электровоза.
В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).
2. Подготовка в Технической школе метрополитена
Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово» по адресу пр. Стачек, д. 100.
Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9:00 утра до 16:20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье - выходной день.
В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагонов метрополитена, в том числе специального назначения, контактно-аккумуляторных электровозов, моторно-рельсового транспорта (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы электровозов, инструкции, положения, инструктажи регламентирующие порядок работы и действий машиниста электровоза в различных ситуациях (технологическая инструкция, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, порядок действий при чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации Петербургского метрополитена, Инструкция по сигнализации на Петербургском метрополитене, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на Петербургском метрополитене, Инструкция по функционированию объектов инфраструктуры и подвижного состава Петербургского метрополитена и другие документы.
Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).
Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на всех линиях метрополитена.
Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.
3. Условия труда и отдыха
По характеру работы машинист задействован при:
- выполнении плана маневровой работы электродепо (перестановки, перецепки);
- обслуживании тяговой аккумуляторной батареи (ТАБ) электровоза;
- постановке (снятии) ТАБ электровоза на заряд (с заряда);
- перегонке вагонов, в том числе специального назначения, из одного электродепо в другое;
- выполнении плана хозяйственных перевозок, согласно утвержденному графику.
4. Рабочие смены
Как правило, машинисты работают по стабильному ежемесячному графику: день с 08:00 до 20:00, ночь с 20:00 до 08:00, выходной день, учетный период квартал.
Предоставляется перерыв на обед в течение смены.
Продолжительность рабочей смены, время начала и окончания смены определяются графиком, который составляется на месяц вперёд и предоставляется машинисту в конце текущего месяца на следующий.
Место начала и окончания смены - это станция депо приписки, на которую Вы будете распределены на постоянное место работы, после успешного завершения всех испытаний в образовательном подразделении «Техническая школа».
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности машиниста к работе).
В случае выявления у любого работника метрополитена при заступлении на смену или во время работы состояния алкогольного, наркотического, токсического опьянения или остаточных признаков употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ, такие работники отстраняются от работы и увольняются из метрополитена.
В течение рабочей смены машинист может быть подвергнут внутрирейсовому медицинскому осмотру, а по окончании смены – послерейсовому.
В процессе работы машинист проходит теоретическое и практическое обучения, а так же проверку знаний под зачет с установленной периодичностью
Во время теоретического обучения рассматриваются вопросы организации хозяйственного движения поездов, конструкции электровозов, технические новшества, электрические и пневматические схемы электровоза и пр.
На практическом обучении отрабатывается порядок действий машиниста в случае возникновения различных нештатных ситуаций во время работы на линии и парковых путях станции депо.
За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.
Ежегодный отпуск машиниста составляет до 31 календарного дня.
Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:
- санаторий в г. Зеленогорск,
- база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
- база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
- летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).
Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.
5. Оплата труда
Оплата труда машиниста повременно-премиальная с суммированным учётом рабочего времени.
Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:
- оплата за отработанные часы;
- доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
- доплата за квалификацию (класс);
- доплата за выслугу лет;
- компенсация за работу, связанную с вредными условиями труда;
- ежемесячная премия.
Особые условия по оплате у машинистов электровоза, имеющих высшую квалификацию и отработавших 25 лет и более.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной формой одежды один раз в два года.
К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.
Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
* в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58.
** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.