Машинист мотовоза (требования)
Информация о требованиях при приёме на работу и об условиях труда и отдыха машинистов моторельсового транспорта метрополитена
1. Приём на работу
На курсы по обучению специальности «Машинист мотовоза метрополитена» принимаются кандидаты в возрасте от 18 лет*, годные по состоянию здоровья.**
Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.
Медицинское освидетельствование в районных наркологическом и психоневрологическом диспансерах платное, деньги возмещаются после начала обучения.
Основные этапы медкомиссии:
- проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
- электрокардиограмма;
- велоэргометрия;
- флюорография;
- анализы;
- врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
- заключение председателя ВЭК.
Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами.
Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую медицинскую комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист длительное время находится в ограниченном пространстве кабины.
Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательна отработка в течение 1 года в ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен». В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).
2. Подготовка в Технической школе метрополитена
Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово», по адресу пр. Стачек д. 100.
В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование подвижного состава (механическое, пневматическое, электрическое), двигатель внутреннего сгорания, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.
Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).
Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора.
Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.
3. Условия труда и отдыха
По характеру работы машинист занят:
- на хозяйственных перевозках (для обеспечения работы метрополитена);
- маневровая работа на парковых путях;
- техническое обслуживание локомотива;
- нахождение в резерве.
Преобладает работа на хозяйственных перевозках.
Смены у машинистов делятся на дневные и ночные:
- дневная смена: время заступления в 8-00 утра. Продолжительность смены - 8 часов (обед с 12-00 до 12-30).
- ночная смена: начало смены в интервале в 23-30, окончание смены: в 05-30.
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.
По окончании смены машинист, может быть подвергнут послерейсовому медицинскому осмотру.
Место и день выхода на работу определяется графиком, который машинисту известен в конце текущего месяца на следующий.
Место начала и окончания смены - депо. Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.
После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.
На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции подвижного состава, технические новшества, изменения в конструкции, электрические и пневматические схемы и пр.
На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на подвижном составе.
Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не теряясь в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность других работников метрополитена.
За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.
Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:
- санаторий в г. Зеленогорск,
- база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
- база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
- летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).
Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной форменной спецодежой и средствами индивидуальной защиты.
Ежегодный отпуск машиниста составляет 28 календарных дней.
4. Оплата труда
Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным годовым учётом рабочего времени.
Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:
- оплата за отработанные часы;
- доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
- доплата за квалификацию;
- доплата за выслугу лет;
- премия.
Первые 1 – 1,5 года, после окончания технической школы, выпускники работают помощниками машинистов. Уровень заработной платы определяется исходя из успешности работы и дополнительных поощрений от Предприятия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).
Так же машинисту предоставляется время на получение смежной специальности (стропальщик).
Особые условия по оплате у машинистов, отработавших 25 лет и более, и имеющих высшую квалификацию.
К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.
Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
*в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58.
** место работы: г. Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.